В настоящее время очень важно государственное вмешательство в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры, где основную часть составляет зона естественной монополии. В топливно-энергетическом комплексе, например, капиталовложения направляются главным образом на экстенсивное наращивание добычи и переработки первичных ресурсов для их дальнейшего экспорта. Решение же стратегической задачи – достижение конкурентоспособности отечественного сырья на мировом рынке – и по качественным, и по затратным характеристикам фактически отодвигается на второй план. Об этом свидетельствуют данные по конкретным инвестиционным проектам в ТЭКе, в основном разрабатываемым под эгидой иностранных инвесторов.
В случае реализации антиципационного манёвра государство возьмёт на себя главную ответственность за инвестиции задельного характера в первичных отраслях и магистральной инфраструктуре. Его участие в финансировании проектов может осуществляться на паритетных началах с другими заинтересованными партнёрами, прежде всего коммерческими банками, при государственных гарантиях возврата частных инвестиций. В итоге появится значительный финансовый выигрыш для частных инвесторов от участия государства в относительно малодоходных, но необходимых инвестиционных проектах по ресурсосбережению, созданию инфраструктуры и т.д.
Важным дополнением прямого государственного участия в задельных инвестициях являются решения по регулированию иностранных вложений. В ближайшее время преодолеть технологический разрыв в сырьевой сфере, главным образом на базе отечественных технологий, невозможно – слишком много времени упущено. Повысить эффективность ресурсопотребления поможет широкое привлечение зарубежного капитала, связанного с внедрением и тиражированием прогрессивных технологий, на взаимовыгодных условиях. В свою очередь, такой инвестиционный «прорыв» достижим при формировании организационно-юридических условий, соответствующих современному рынку капитала. Имеются в виду юридические акты, регламентирующие распределение доходов между отечественными и зарубежными партнёрами, раздел продукции, а также законодательство о собственности на землю (недра) и её долгосрочной аренде.
С учётом прогнозируемых мирохозяйственных тенденций необходимо широкое предоставление долгосрочных концессий на разработку месторождений природных ископаемых. В результате этого значительные поступления в бюджет станут одним из главных источников пополнения централизованных инвестиционных фондов.
Инвестиционный «прорыв» в рассматриваемом секторе и приближение внутренних цен на первичные ресурсы к мировым помогут формированию устойчивого капиталообразования. Последнее очень близко к традиционной модели акселератора, в котором размеры чистых инвестиций обусловлены приростом производства, включая экспорт. В перспективе позитивному сценарию структурной трансформации экономики отвечает модель, когда предполагаемое в будущем расширенное увеличение экспорта и внутреннего потребления первичных ресурсов, а также магистральной инфраструктуры сопряжено с относительно низким наращиванием капиталовложений. Вместе с тем возникающие возможности долгосрочных прибыльных проектов на правах получения собственности обусловят устойчивую базу для успешного капиталообразования, эффективность которого с учётом фактора времени соответствует самым высоким международным стандартам.
Ограниченность инвестиций в потенциально конкурентоспособном секторе проявляется в отсутствии источников самофинансирования при огромной задолженности многих предприятий, в том числе высокотехнологических, и крайне слабой активности коммерческих банков. В свою очередь, спрос на продукцию данного сектора ограничен. Это связано со слишком высокими затратами, расточительным потреблением первичных ресурсов – наследием бывшего ВПК, медленной переориентацией многих конверсионных предприятий на удовлетворение рыночного спроса.
Особое положение в инвестиционной политике занимает депрессивный сектор. Из-за крайне неблагоприятной ситуации в этих отраслях государство, хотя и с помощью внешних кредитов, вынуждено брать на себя так называемые «реабилитационные» затраты, связанные с сокращением мощностей. Наряду с ограниченными централизованными инвестициями необходимы финансовые поступления от распродажи избыточного оборудования. По отношению к предприятиям-банкротам необходимо юридически установить процедуры реорганизации.