Экономисты различают два типа инфляций: спроса и предложения.
Инфляция спроса –
повышение уровня рыночных цен под воздействием избыточного спроса покупателей по сравнению с предложением товаров со стороны продавцов. Такое изменение динамики цен объясняется тем, что производственный сектор экономики не в состоянии ответить на избыточный совокупный спрос (спрос всех покупателей товаров и услуг) увеличением реального объема продукции, поскольку все имеющиеся ресурсы уже использованы.
В силу этого чрезмерный спрос (неудовлетворенная покупательская способность населения) приводит к завышенным ценам на реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.
Существо инфляции спроса иногда образно поясняют: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
Этот тип инфляции имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Рост массового спроса часто является следствием адаптивных инфляционных ожиданий, при которых потребители, желая опередить инфляционный подъем рыночных цен, нагнетают ажиотажный текущий спрос и тем самым провоцируют усиление инфляции.
Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики: MS•V=P•Q
Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P. Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.
С учетом занятости можно выделить три ступени развития этих процессов. Сначала объем национального продукта и занятость так низки, что с повышением совокупного спроса безработица снизится, объем производства увеличится, а уровень цен возрастет незначительно. Это объясняется тем, что есть огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах.
По мере приближения к полной занятости (вторая ступень) при дальнейшем увеличении спроса уровень цен начинает ощутимо повышаться, что связано с исчезновением в некоторых отраслях промышленности производственных мощностей и невозможности дальнейшего увеличения предложения на увеличение спроса.
Когда общие расходы достигают третьей ступени, полная занятость распространяется на все секторы экономики. Реальный объем национального продукта достигает своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса полностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает наибольшей силы: рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса все выше вверх, растут цены, предложение же остается постоянным.
Остается отметить, что инфляция спроса известна уже давно, причины и механизм ее достаточно просты, поэтому при своевременном принятии антиинфляционных мер, борьба не составляет большого труда.
Второй вид - инфляция предложенияили инфляция издержек
, где рост цен объясняется возрастанием издержек, которые несут фирмы-производители.
Имеется два важных источника появления инфляции издержек: увеличение номинальной заработной платы и повышение цен на сырье и энергию. Первый объясняется силой профсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие забастовки и простой производства, а некоторое повышение зарплаты и себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль "цены - зарплата".
Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть цены к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.