Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.
Табл.3Структура государственного внешнего
долга посостоянию на 01 января 2002 года*
(млрд. долларов США)
Наименование |
01.01.02 |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) |
130,1 |
Задолженность странам - участницам Парижского клуба |
42,3 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
14,8 |
Коммерческая задолженность |
6,1 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями** |
15,2 |
МВФ |
7,7 |
Мировой банк |
7,2 |
ЕБРР |
0,2 |
Еврооблигационные займы |
35,3 |
ОВГВЗ и ОГВЗ |
10,0 |
Задолженность по кредитам Банка России |
6,4 |
Табл. Погашение и обслуживание
государственного внешнего долга (в процентах к ВВП * ) )
Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того, что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.