Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону призвана сыграть военная реформа. Ее подготовка и проведение позволят с меньшим объемом военных расходов качественнее и лучше решать стоящие перед армией проблемы. К тому же предполагается иначе, чем прежде, формировать оборонный бюджет, используя различные источники финансирования военных расходов. Армия должна получить возможность самостоятельно зарабатывать средства за счет, во-первых, реализации устаревшего военно-технического имущества, во-вторых, расширения сферы услуг (транспорт, строительство и т.д.), оказываемых на коммерческой основе гражданским отраслям, в-третьих, используя коммерческий потенциал программ космических исследований, субсидируемых из оборонного бюджета.
О необходимости отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления с их субъективно-волевыми решениями говорилось уже давно. Но пока что делаются лишь первые радикальные шаги по пути наиболее эффективного и рационального инвестирования бюджетных средств.
И все же задача обеспечения высокой эффективности используемых государством средств налогоплательщиков пока не решена. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений и прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует быстрее заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов. Следует учитывать при этом опыт, накопленный мировой практикой инвестирования ресурсов в общественное производство. Так, в Японии отдают предпочтение финансовой поддержке экономически сильных, а не слабых предприятий, которые благодаря этому получают средства для значительного рывка вперед.
С переходом к субсидированию одновременно мог бы решаться вопрос о возможности долевого участия государства и хозяйств в покрытии определенных расходов на основе использования субвенционной формы финансирования. Бюджетные средства можно предоставлять и в форме инвестиционных займов, преимущества которых состоят в замене безвозвратного финансирования бюджетным кредитованием, осуществляемым на принципах платности и возвратности.
Замена бюджетного финансирования субсидиями, субвенциями и инвестиционными займами позволит реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача. Их практическое применение означало бы, что разговор о приоритетах при определении направлений использования бюджетных средств переместился из области простого декларирования в сферу принятия практических решений.
Конечно, переход на систему бюджетных субсидий, субвенций и кредитов далеко не прост и потребует осуществления целой системы мер: фундаментальной проработки самих условий субсидирования и бюджетного кредитования, создания типового положения о субсидиях и бюджетных кредитах, практического расчета показателей финансоемкости и финансоотдачи, разработки усредненной математической модели финансоотдачи и т.п. Но чем раньше общество приступит к решению этих практических задач, тем быстрее будет создана более эффективная система использования бюджетных ресурсов.
Внепроизводственной сфере бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, а с другой — для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов. Однако для этого необходимо перестать финансировать социально-культурные расходы исходя «из достигнутого». Сегодня достаточно хорошо видны глубочайшие пороки такого финансирования. Но беда в том, что, развенчав его морально, общество не перестало им пользоваться. Реальной альтернативы этому методу выделения бюджетных ассигнований еще не создано. Финансирование «от достигнутого» изживет себя лишь в том случае, если будет заменено реально созданной системой научно обоснованных финансовых норм и нормативов, определяемых из расчета необходимого уровня социального обслуживания граждан (например, медицинских расходов на одного жителя или других показателей).