Как уже отмечалось выше по тексту, инфляция - это снижение покупательной способности денег, она может быть скрытой и открытой. В основе и той и другой лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой.
Скрытая инфляция существует, как правило, в нерыночной экономике, в которой цены и заработная плата контролируются и определяются государством. Она проявляется через товарный дефицит, через ухудшение качества выпускаемых товаров. Например, в начале 90-х годов в нашей стране цены были неизменными, фиксированными, а покупательная способность денег все равно снижалась из-за того, что уменьшалась товарная масса, качество товаров и услуг падало, и соответствие “деньги - товар” было нарушено. Товарный дефицит приводил к тому, что деньги переставали выполнять свои функции: так, для того чтобы купить некоторые товары, недостаточно было иметь деньги, требовались еще и специальные талоны.
Открытая инфляция проявляется главным образом через рост цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг.
В то же время нельзя любой рост цен рассматривать как инфляцию. Повышение цен может происходить под воздействием других причин. Так, уровень цен на основные потребительские товары в наше время больше, чем, например, тридцать лет назад. Рост цен вызван изменением структуры самих товаров: в 60-е годы просто не существовало видеомагнитофонов, персональных компьютеров и т. д. Кроме этого, повысилось качество других, выпускавшихся товаров. Естественно, что более качественные и технологически более сложные и наукоемкие товары стоят дороже, чем их предшественники. Такой рост цен не является инфляцией, а если модель автомобиля выпускается практически без изменений в течение тридцати лет, и цена на нее растет, то это как раз и есть проявление инфляции.
Для того чтобы определить, какой уровень инфляции существует в стране, следует сопоставить цены одного временного периода с ценами другого периода. Вначале нужно определить, цены, каких товаров и услуг мы будем учитывать, поскольку не все товары и услуги дорожают в равной степени. Спрос на хлеб при росте цен будет более устойчивым, чем, например, спрос на драгоценности.
В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции: