Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет
– основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» 1991 г. и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные и расходные части бюджета. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.
Доходы федерального бюджета.
В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета
– это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы :
налоги и другие обязательные платежи;
прочие доходы.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
3) государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;
5) доходы от внешнеэкономической деятельности;
6) доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Расходы федерального бюджета.
Под расходами бюджетапонимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции : экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население , в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение , образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.