Рента может возникать не только при физической, но и при искусственно поддерживаемой ограниченности ресурсов. Было бы точнее говорить здесь не о создании, а о перемещении ренты, происходящем благодаря сдерживанию конкуренции. Многие методы перемещения ренты наделение монопольными правами, введение тарифов, квотирование, лицензирование и т.д. сопряжены с потерями в благосостоянии. Так. при предоставлении прав на производство какого-либо товара одной единственной фирме цена этого товара вырастет, часть потребителей вынужденно откажется от его приобретения, другая - сократит объем покупок, сложится неоптимальная ситуация. Учреждение монополии и другие ограничительные меры скажутся на эффективности экономики, но еще больше на структуре распределения богатства. В самом общем плане подразумевается, что «стремление к извлечению ренты» предполагает расходование ресурсов с целью перераспределения доходов.
Эти представления характерны для стандартной неоклассической теории благосостояния. Отправным пунктом для нее стало простое, но имевшее далеко идущие последствия наблюдение: перемещение ренты от одной группы к другой обходится обществу не бесплатно. Борьба за нее может поглощать много времени и усилий, требовать значительных материальных и финансовых ресурсов. Следовательно, характеристика извлечения ренты как трансферта по существу ведет к недооценке социальных издержек, которые порождает такого рода деятельность.
При этом теория извлечения ренты исходит из жесткого противостояния двух видов конкуренции: социально продуктивной на рынке, обозначаемой как «стремление к извлечению прибыли», и социально непродуктивной в политике, выступающей под названием «стремление к извлечению ренты». Это значит, что в обеих сферах движущим мотивом является стремление к максимизации ренты.
Ренту, возникающую в результате действия рыночного механизма, называют «настоящей», а ренту, создающуюся политическими методами - «фальшивой».
Выделяются три структурных уровня, на которых развертывается борьба за ренту.
Первый уровень составляют производители, которые инвестируют средства в приобретение для себя льготных условий производства. Наличие производителей, готовых платить за получение исключительных прав. делает привлекательной деятельность государственных чиновников. Это неизбежно ведет к перераспределению мест в органах государственного управления. Взятки за получение должностей, связанных с распределением преимущественных прав, расходы на политические кампании и поиски дополнительной информации все это составляет издержки извлечения ренты второго уровня. Наконец, третий уровень связан с распределением средств, собранных государством в результате той или иной его деятельности. На этом уровне разворачивается конкуренция за право получения государственных субсидий, дотаций, кредитов и т. д. Такие явления чаще встречаются в транзитивной (переходной) экономике.
Все изложенное свидетельствует о том, что процесс извлечения ренты определяется экономическими, социальными и политическими условиями, развивающимися в обществе. [5, с. 215]