Анализ может быть комплексным или тематическим в зависимости от целей прогноза. Это влияет на методические особенности анализа. Например, в финансовом анализе выделяют вертикальный и горизонтальный анализ.
В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности - в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Такой анализ может проводиться с использованием (дерева параметров, которое может быть построено аналогично известному «дереву целей».
Горизонтальный анализ позволяет выявлять тенденции изменения во времени отдельных статей и их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В терминах теории прогнозирования это ретроспективный анализ.
В ходе анализа важно видеть различия между релевантными и неуместными данными.
Релевантные данные - это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. Более того, релевантные данные "должны быть информативными, т.е. снимать неопределенность в знаниях об условиях и объекте прогнозирования.
В процессе анализа широко используются математические методы:
арифметические действия над целыми и дробными числами, свойства пропорций, проценты (процентирование и дисконтирование), прогрессии, логарифмические вычисления и др. Вместе с тем, в экономическом анализе считают, что экономический анализ - это, прежде всего, факторный анализ.
Задачи факторного анализа, с математической точки зрения, состоят в исследовании функций нескольких переменных. Экономический показатель(процесс), фигурирующий в задаче факторного анализа как объект исследования называется результативным показателем (процессом, признаком). Показатели, участвующие в задаче факторного анализа как характеристики результативного показателя, то есть определяющие его поведение, называют факториалъными показателями (признаками). В зависимости от конкретно поставленной задачи один и тот же показатель может быть результативным и факториальным.
Задачей прямого факториального анализа называется задача по определению отдельных факторов, влияющих на изменение результативного показателя (процесса), установлению формы функциональной или стохастической зависимости между результативным показателем (процессом) и определенным набором факторов в изменении результативного экономического показателя или процесса.
Известны детерминированная и стохастическая постановки задач факторного анализа. Задачи стохастического факторного анализа более трудоемки и требуют:
1. глубокого экономического исследования для выявления основных факторов, влияющих на изучаемый результативный показатель;
2. подбора вида регрессии, который бы наилучшим образом отражал действительную связь изучаемого показателя с набором факторов;
3. разработки метода, позволяющего определить влияние каждого фактора на результативный показатель.
Обратная задача - задача объединения ряда показателей-аргументов в комплекс-функцию. Для исследования поведения экономических показателей в зависимости от времени необходимо проводить цепной факторный анализ.
Цепным динамическим факторным анализом называется метод исследования, когда для полного изучения поведения результативного показателя недостаточно его статического значения, и факторный анализ показателя проводится за различные интервалы дробления времени, за который исследуется показатель.
Важной проблемой сбор информации для анализа являются неуместные данные. Неуместные данные только затрудняют диагностику проблемы, прогнозирование, приводят к повышенному и, в лучшем случае, бесполезному, а в худшем случае - вредному расходу времени и средств - как указывает Рассел Акофф, руководители страдают от избытка неуместных данных. Вместе с тем, существует опасность;
1) пропустить необходимую информацию;
2) принять данные за информацию - то есть ту часть данных, которая снижает неопределенность в процессе разработки, принятия и реализации решения;
3) принять за информацию дезинформацию - то есть заведомо ложные сведения распространяемые стороной (чаше всего конкурентами), заинтересованной либо в принятии Ваши неэффективного и(или) рискованного решения, либо получении информации для принятия собственных решений и др.
Кроме того, мастерство и уровень менеджера определяются его способностью правильно выбрать типовое представление информации и наполнить его соответствующими конкретными данными, отвергнув неуместные данные и не пропустив существенной информации.
В качестве источников информации при анализе могут выступать:
- данные отчетности и учета;
,.- плановые данные;
- нормативы;
- вторичные источники информации (аналитические отчеты, обзоры , статьи и т.п.);
- анкетирование.
Данные отчетности включают годовую отчетность, периодическую отчетность, содержащие сведения о количестве выпускаемой продукции, ее себестоимости и т.д. Учетные документы включают рекламации, технические отчеты по эксплуатации. Естественно, что состав анализируемых факторов меняется с учетом задач прогнозирования, доступности и характера информации.