- государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка можно разделить на (2, с.264) :
- прямое, или административное, управление;
- косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;
· регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирование профессиональной деятельности;
· обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержка правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
· систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);
· денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
· государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
· государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Существуют две концепции регулирования государством фондового рынка (4, с.197) :
Первая концепция - регулирование рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Пример - Франция.
Вторая концепция - максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс , а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.
В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. Таким образом, можно заключить что, структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеральным устройством часть полномочий государства на фондовом рынке передана территориям, например в США - штатам, в Германии- землям и т.д.).Общей тенденцией с 30-х годов является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих рынки ценных бумаг, которые привлекают во всех странах все большую долю финансовых активов.
Структура органов государственного регулирования российского фондового рынка в настоящее время еще не сложилась. Высшими органами государственной власти являются: Государственная дума, президент, Правительство. Государственными органами регулирования фондового рынка являются: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, Госстрахнадзор.