В результате появляются и получают широкое распространение другие, отличные от прямых зарубежных капиталовложений формы технологического трансферта: совместные предприятия, лицензионные соглашения, контракты в сфере управления и маркетинга, соглашения об оказании технической помощи, договоры о сдаче предприятий "под ключ", международный субподряд. Изменяется и само содержание "пакета" технологического трансферта: первостепенное значение принимают знания и "ноу-хау" в области управления маркетинга, а также контроля качества: расширяется "вывоз" технологий в сфере услуг.
Диффузия новых технологий идет по разным каналам, прежде всего через связи с местными поставщиками, которые таким образом получают доступ к новейшим технологиям. Кроме того, контрактные отношения с ТНК заставляют их поставлять продукцию на необходимом уровне качества и тем самым стимулируют совершенствование технологии.
Так, известно, что японские автомобильные фирмы в других странах требуют стопроцентной гарантии качества
от поставщиков. Это одна из главных причин того, что трансферт приводит к увеличению капиталовложений во многие отрасли, стимулируя их развитие и усиливая технический и производственный потенциал национальных фирм.
С конца 70-х гг. наступает новый этап в развитии данного процесса
. Трансферт технологий, осуществляемый ТНК в течение последних полутора десятилетий, основывается на принципиально иной, чем прежде, технической .базе. Революционные процессы в информатике, микроэлектронике, биоинженерии, новых материалах и оптронике взорвали традиционные методы разработки, производства и сбыта продукции, изменили приоритеты в национальных экономиках и соотношение сил ТНК на международной арене. Разработка и применение новейших ключевых технологий воздействовали на всю цепочку технологического трансферта и его составные элементы.
Произошли изменения в формах "вывоза" технологий .На
предыдущем этапе преобладали формы, основанные на капиталовложениях и внутрифирменных технологических трансакциях. Но уже к концу 80-х гг. неакционерные сделки (прежде всего, продажа лицензий) стали преобладающими. Так, объем межфирменных лицензионных сделок в мире оценивался примерно в 25 млрд дол. к 1990 г. В последнее время расширилась практика перекрестных лицензионных потоков. По данным американской исследовагельской фирмы "Дэйтакуэст", в 1986-1987 гг. между ведущими японскими и американскими производителями полупроводниковых приборов было заключено более 200 таких соглашений, предусматривающих обмен лицензиями и "ноу-хау" в области производства, сборки и испытаний, а также унификации стандартов4.
В сторону изменений действовали и значительные преобразования в сфере научно-технической стратегии корпораций. Необходимость широкой кооперации, гибких форм организации научных исследований и разработок, активизации человеческого фактора, высокий темп обновления продукции, заложенный в корпорацией ные платы, и многие другие черты инновационной политики фирм существенно повлияли на конкретные механизмы и формы трансферта технологий, его целевые установки.
Существенно возросла роль такой формы трансферта, как международная кооперация в сфере НЙОКР, осуществляемая в рамках консорциумов, совместных проектов и т.п. Каждый из составных элементов "пакета" технологического трансферта одинаково важен. Контроль над одной из фаз воспроизводственного цикла или над производством одного из компонентов сложного высокотехнологического изделия не обеспечивает фирме прочного положения на рынке. Последнее подтверждается ситуацией, сложившейся в настоящее время на рынке электронного оборудования и информационных систем. В 1990 г. японские фирмы "Тосиба", НЭК, "Хитачи" и "Мицубиси" контролировали лишь 20% рынка. Однако эти корпорации, в отличие от американских и западноевропейских, являются широко диверсифицированными и вертикально интегрированными комплексами, способными обеспечить весь процесс изготовления и сбыта самостоятельно. К тому же американская и западноевропейская электронная промышленность оказалась практически полностью зависимой от японских компаний, контролирующих до 80% мирового объема продаж ячеек памяти - элемента, используемого во всех типах компьютеров. Учитывая все эти обстоятельства, ряд аналитиков предсказывают рост доли японского капитала