Новости

Межстрановый технологический трансферт : особенности современного этапа

В результате появляются и получают широкое распростра­нение другие, отличные от прямых зарубежных капиталовло­жений формы технологического трансферта: совместные пред­приятия, лицензионные соглашения, контракты в сфере уп­равления и маркетинга, соглашения об оказании технической помощи, договоры о сдаче предприятий "под ключ", междуна­родный субподряд. Изменяется и само содержание "пакета" технологического трансферта: первостепен­ное значение принимают знания и "ноу-хау" в области управ­ления маркетинга, а также контроля качества: расширяется "вывоз" технологий в сфере услуг.

Диффузия новых технологий идет по разным каналам, прежде всего через связи с местными поставщиками, которые таким образом получают доступ к новейшим технологиям. Кроме того, контрактные отношения с ТНК заставляют их по­ставлять продукцию на необходимом уровне качества и тем самым стимулируют совершенствование технологии.

Так, изве­стно, что японские автомобильные фирмы в других странах требуют стопроцентной гарантии качества

от поставщиков. Это одна из главных причин того, что трансферт приводит к увеличению капиталовложений во многие отрасли, стимулируя их развитие и усиливая технический и производственный потенциал национальных фирм.

С конца 70-х гг. наступает новый этап в развитии данного процесса

. Трансферт технологий, осуществляемый ТНК в те­чение последних полутора десятилетий, основывается на принципиально иной, чем прежде, технической .базе. Револю­ционные процессы в информатике, микроэлектронике, биоин­женерии, новых материалах и оптронике взорвали традицион­ные методы разработки, производства и сбыта продукции, из­менили приоритеты в национальных экономиках и соотноше­ние сил ТНК на международной арене. Разработка и приме­нение новейших ключевых технологий воздействовали на всю цепочку технологического трансферта и его составные элемен­ты.

Произошли изменения в формах "вывоза" технологий .На

предыдущем этапе преобладали формы, основанные на капи­таловложениях и внутрифирменных технологических трансак­циях. Но уже к концу 80-х гг. неакционерные сделки (прежде всего, продажа лицензий) стали преобладающими. Так, объем межфирменных лицензионных сделок в мире оце­нивался примерно в 25 млрд дол. к 1990 г. В последнее вре­мя расширилась практика перекрестных лицензионных пото­ков. По данным американской исследовагельской фирмы "Дэйтакуэст", в 1986-1987 гг. между ведущими японскими и американскими производителями полупроводниковых прибо­ров было заключено более 200 таких соглашений, предусмат­ривающих обмен лицензиями и "ноу-хау" в области производ­ства, сборки и испытаний, а также унификации стандартов4.

В сторону изменений действовали и значительные преоб­разования в сфере научно-технической стратегии корпораций. Необходимость широкой кооперации, гибких форм организа­ции научных исследований и разработок, активизации челове­ческого фактора, высокий темп обновления продукции, зало­женный в корпорацией ные платы, и многие другие черты инновационной политики фирм существенно повлияли на конкретные механизмы и формы трансферта технологий, его целевые установки.

Существенно возросла роль такой формы трансферта, как международная кооперация в сфере НЙОКР, осуществляемая в рамках консорциумов, совместных проектов и т.п. Каждый из составных элементов "пакета" технологического трансферта одинаково важен. Контроль над одной из фаз вос­производственного цикла или над производством одного из компонентов сложного высокотехнологического изделия не обеспечивает фирме прочного положения на рынке. Послед­нее подтверждается ситуацией, сложившейся в настоящее вре­мя на рынке электронного оборудования и информационных систем. В 1990 г. японские фирмы "Тосиба", НЭК, "Хитачи" и "Мицубиси" контролировали лишь 20% рынка. Однако эти корпорации, в отличие от американских и западноевропей­ских, являются широко диверсифицированными и вертикаль­но интегрированными комплексами, способными обеспечить весь процесс изготовления и сбыта самостоятельно. К тому же американская и западноевропейская электронная промышлен­ность оказалась практически полностью зависимой от япон­ских компаний, контролирующих до 80% мирового объема продаж ячеек памяти - элемента, используемого во всех типах компьютеров. Учитывая все эти обстоятельства, ряд аналитиков предсказывают рост доли японского капитала

Перейти на страницу: 1 2 3