Создание совместных предприятий с иностранным участием на территории Азербайджана стало возможным благодаря Закону «Об иностранных инвестициях». Предприятия, доля иностранных инвестиций в которых составляла 30 и более процентов, получили право на экспорт до 100% произведенной (добытой) на территории Азербайджана продукции, возврат первоначально вложенных средств другие льготы.
Однако, несмотря на внешнюю привлекательность Закона, успех его практического применения был подорван изменениями, происходящими непрерывно в системе налогово-валютного регулирования. Большинство из совместных предприятий несет постоянные убытки и не в состоянии погашать имеющиеся кредиты, а следовательно, отсутствуют средства, необходимые для дальнейшего развития. Все это только не стимулирует новые инвестиции, но и создает| реальную угрозу деятельности существующих предприятий. Кроме того, иностранным инвесторам предстояло вкладывать значительные средства в производственные мощности и инфраструктуру, в то время как большинству государственных предприятий достались соответствующие мощности, созданные еще в советские времена.
Инвестиционную привлекательность СРП обеспечивают:
1. специальный налоговый режим, при котором инвестор платит минимум налогов, когда несет максимальные капитальные затраты, а государство получает максимальные доходы в виде платы за пользование недрами, налога на прибыль и своей доли от прибыльной продукции только после того, когда инвестор окупит свои затраты по проекту;
2. стабильность условий соглашения, закрепляемая "дедушкиной оговоркой" на весь срок реализации проекта (до 30-50 лет) и гарантии судебной защиты прав инвестора от административного произвола, в том числе и в третейских (международных) арбитражных судах.
Иностранные инвесторы, в свою очередь, при рассмотрении возможности инвестиций также ориентируются главным образом на проекты СРП, а не на совместные предприятия.
11 лет назад, когда Азербайджан перешел от плановой экономики к рыночной системе экономических отношений, в стране был большой спад производства и всей экономики страны. И в качестве привлечения иностранных инвестиций Азербайджан был одной из наиболее неблагоприятных стран. Никто не хотел вкладывать деньги в страну с нестабильной политической ситуацией и упадшей экономикой, хотя нефтедобывающая отрасль была «лакомым куском» для иностранных инвестиций. Поэтому в начале 90-х производители могли рассчитывать только на внутренние инвестиции, а они были очень и очень невелики.
Но к середине 90-х ситуация начала складываться в пользу Азербайджана. Политическая ситуация начала стабилизироваться и иностранные инвесторы начали вкладывать свои капиталы в экономику нашей страны.
Еще 5-7 лет назад значение слова «лизинг» знали только специалисты. А сейчас лизинг развивается в нашей стране динамически. В нем участвует много предприятий, и через лизинговые отношения проходит огромный поток денег, по меркам нашей страны. Лизинг позволяет мелким предприятиям быть конкурентоспособными, а крупным предприятиям развивать новые пути расширения своего бизнеса. Но, к сожалению, для повсеместного использования лизинга и замены им банковских кредитов, недостаточно существуюшей законодательной базы.
Франчайзинг позволяет крупным предприятиям развивать свою дилерскую сеть за счет привлечения инвестиций и рабочей силы других более мелких фирм, которые непосредственно и занимаются производством и управлением на филиале, а их «родителям» достаточно лишь наблюдать за качеством продукции или услуг.
Соглашения о разделе продукции еще не развиты в Азербайджане. Но существуют все предпосылки для их развития в нашей стране.