Новости

Последствия теневой экономики и пути ее «осветления»

Материальная поддержка может иметь форму налоговых послаблений, выгоду от которых сервисные фирмы могли бы использовать для без­возмездной помощи начинаю­щим предпринимателям.

Налоговая полиция сейчас стала работать жестче. Таково требование властей Татарстана. Раньше нарушителям предоставляли возможность возместить причиненный государству ущерб. В настоящее время на них заводятся уголовные дела, а потом уже в их рамках используются возможности для смягчения наказания. Но размеры налоговых махинаций увеличиваются. Потому основной задачей полиции стало выявление крупных нарушителей.

Государство «…не может, устраняя теневую экономику, в то же время не создавать возможности для ведения цивилизованного бизнеса» - заявил президент РТ М.Ш.Шаймиева на съезде предпринимателей РТ 2 апреля 1999 года.

Отсутствие юридической базы регулирования земельного оборота на федеральном уровне привело к формированию теневого земельного рынка. Например, многие сделки с землей фермерами оформляются как дарение или наследование. Сделки с землей оформляются обходными путями, крупные суммы, которые должны облагаться земельным налогом, проходят через теневой оборот. В связи с этим 10 июля 1998 был утвержден Земельный Кодекс Республики Татарстан согласно которому регулируются земельные отношения в Татарстане. Принятие Земельного Кодекса в первую очередь было направлено на ликвидацию «теневого оборота земли». В Кодексе дается определение земельного участка, устанавливается их целевое назначение и правовые режимы использования. Особенностью Земельного Кодекса Татарстана является признание права частной, государственной, собственности местного самоуправления и иных форм собственности, в т.ч. право собственности за иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Правительство Татарстана первым приняло решение об обязательной установке фискальной памяти в кассах автозаправочных станций, что в значительной степени сократило «теневой» оборот денежных средств в этой сфере.

Одной из значительных проблем была и остается контроль за рынком алкоголя в стране. В этой связи основным направлением работы в спиртовой и ликеро-водочной промышленности в 1997-98 годах было восстановление государственной монополии в сфере производства и оборота алкогольной продукции. В этих целях было создано государственное унитарное предприятие «Татспиртпром», объединяющее 17 заводов отрасли. В 1997 году была практически закончена передача имущества предприятий отрасли в государственный сектор. За счет жесткого контроля за работой предприятий «ПО «Татспиртпром» увеличились поступления акцизов в республиканский бюджет. В целях прекращения сбыта фальсифицированной алкогольной продукции организованы оптовые склады и фирменная продажа продукции республиканских товаропроизводителей почти в 200 торговых точках в районах и городах республики. Несмотря на все минусы монополии, следует сказать, что благодаря принятым мерам удалось резко сократить незаконное производство и контрабанду алкогольной продукции.

Нельзя отметить и тот факт, что учитывая достаточно богатый положительный опыт Татарстана в сфере противодействия «теневой» экономике, правительство Российской Федерации действует схожим с руководством РТ образом. Так например 26 октября 2001 года вступил в силу подписанный президентом РФ В.В.Путиным Земельный Кодекс РФ, основные положения которого схожи с Земельным Кодексом РТ, принятым еще 10 июля 1998года.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8