На фоне известного оптимизма последних лет, обусловленного позитивным уклоном основных макроэкономических показателей, на первый план все больше и больше выдвигается вопрос об устойчивости наблюдаемого пока еще краткосрочного экономического роста. Ответ на него непосредственно связан с реальной эффективностью проводимой государством инновационной политики, которая должна быть подкреплена целым комплексом мер по стимулированию инвестиций в сферу науки и инноваций.
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях экономики, основанной на знаниях, альтернативы инновационному пути развития просто нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране.
Современные приоритеты инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия, ориентируясь на максимальное удовлетворение внутреннего спроса, в большей мере склонны к внедрению продукции заменяющей импортную. Именно поэтому в качестве основной цели инновационной деятельности выступает расширение ассортимента продукции
Укреплению позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке способствует внедрение продукции заменяющей импортную, что является еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на инновационную стратегию предприятий. Этим объясняется относительно высокий рейтинг таких целей, как улучшение качества продукции (53,8%), создание новых рынков сбыта в России (43.5%), а также сохранение традиционных рынков сбыта (37,7%).
Перечисленные цели при всей их значимости заслоняют одну из важнейших задач инноваций - достижение высокого уровня конкурентоспособности отечественной продукции, позволяющего завоевывать новые внешние рынки сбыта. По данным статистики, российские предприятия не питают особых иллюзий относительно возможности выхода на новые рынки сбыта за рубежом, что выражается в минимальном рейтинге соответствующих целей среди прочих задач инновационной деятельности. Так, продвижение инновационной продукции на рынки стран СНГ планировали лишь 14% предприятий, осуществлявших инновации, на рынки стран Юго-Восточной Азии - 5.6%, Западной Европы - 4.7%, а США и Канады - только 3.1%.
В то же время наблюдаются косвенные признаки того, что предприятия уже делают определенные шаги в данном направлении. В частности, обращает на себя внимание относительно высокая значимость такой цели инновационной деятельности, как обеспечение соответствия современным нормам и стандартам (28,4% предприятий в 1998 и 53,8% в 2001 году). Последнее является необходимым условием, определяющим возможность продвижения российских инновационных продуктов и технологий на зарубежные рынки.
В составе факторов производственного характера, препятствующих инновациям, наибольшее беспокойство предприятий вызывает их собственный низкий инновационный потенциал (рейтинг 1.8), определяемый слабым уровнем развития исследовательской базы на производстве, неготовностью предприятий к освоению новейших научно-технических достижений. Недостаток информации о новых технологиях (рейтинг 1.5) и рынках сбыта (рейтинг 1.4), возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями (рейтинг 1.4) - все эти негативные обстоятельства являются следствием разрыва сложившихся в доперестроечные времена производственно-экономических и информационных связей.