Новости

Малый и крупный инновационный бизнес

Процесс создания научно-технических нововведений (инноваций) объединяет науку, технику, предпринимательство и управление.

Неоднократные исследования показывают[3], что основные изобретения с одинаковой частотой возникают как на малых предприятиях и у отдельных лиц, так и на крупных предприятиях. Например, компания «Дженерал электрик», крупнейший мировой производитель электрооборудования, относит на счет малых предприятий многие новые идеи, в том числе изобретение тостеров, кухонных плит, холодильников, посудомоечных машин, пылесосов и морозильников глубокого замораживания.[4] Малые предприятия изобрели персональный компьютер, бритвенное лезвие из нержавеющей стали, транзисторный приемник, ксерокс, реактивный двигатель и моментальную фотографию. Их изобретательность дала нам вертолет, рулевой привод с усилителем, автоматическую коробку передач, кондиционер, целлофан и даже недорогую шариковую ручку. Несомненно, что американцы неплохо живут благодаря наличию миллионов малых предприятий в экономике. Их инновационная деятельность обогащает экономическую среду.

Инновация - это технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий. В случае, если оно ориентирована на экономическую выгоду ее результатом является добавочная прибыль. Инновация - сложный, многогранный и многоэтапный процесс, охватывающий весь спектр видов деятельность от исследований и разработок до маркетинга. Именно это и позволяет различным типам фирм занять в нем соответствующее место.

О важности инновационной деятельности небольших фирм так же свидетельствуют результаты различных экономических исследований. По данным анализа Национального научного фонда США в создании 352 наиболее важных изобретения появившихся после 1953 года вклад небольших компаний в их создании весьма существенен. В США малыми фирмами было создано 35%, а в Великобритании и Германии - соответственно 23% и 26% новшеств.

Малые научно-технические компании развиваются и в нашей стране. Многие из них представлены наукоемкими производствами, занятыми разработкой новых продуктов и технологий. Следует отметить, что роль малых фирм в нововведенческом процессе не является универсальной. Они занимают особое, строго соответствующее их особенностям место в инновационной сфере.

Характерной чертой инновационной деятельности малых фирм является их преимущественная ориентация на создание продуктов - инноваций, а не новых технологий.

Инновационная деятельность небольших фирм западных стран в основном приходится на начальные этапы развития отросли. Далее роль малых компаний снижается по сравнению с крупными фирмами, имеющими больше предпосылок для осуществления технологических инноваций.

По данным опроса Центра экономической конъюнктуры при правительстве Российской Федерации наибольшая активность в создании новых технологий наблюдается на крупных предприятиях. Так, если во втором квартале 1998 года созданием новых технологий по экономии материальных ресурсов занималось 9% крупных предприятий (с количеством работающих от 1001 до 5000 человек), то в четвертом квартале - 10%, по самым крупным предприятиям (с числом работающих свыше 5000 человек) соответственно 13% и 18% (в обследовании приняли участие более 1400 руководителей предприятий из 11 отраслей и 34 регионов России).

Таким образом, крупные предприятия, располагая достаточными материальными и финансовыми ресурсами, имеют более широкие возможности, по сравнению с мелкими и средними предприятиями, по технологическому обновлению производства

Перейти на страницу: 1 2