Содержание и значение экономического анализа на микроуровне определяют и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести:
1. повышение обоснованности бизнес-планов, индикаторов и нормативов деятельности;
2. объективное и всестороннее изучение хода выполнения бизнес-планов соблюдение нормативов;
3. определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
4. контроль за осуществлением требований коммерческого расчёта;
5. выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях хозяйственной деятельности;
6. проверка оптимальности управленческих решений.
Первая задача: повышение обоснованности бизнес-планов, индикаторов и нормативов деятельности достигается прежде всего с помощью её обстоятельного ретроспективного анализа. Построение временных рядов на значительный период позволяет установить определённые экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность предпринимателя, данного предприятия (ассоциаций, товариществ, концернов, промышленно-торговых фирм и т.д.). Особое внимание должно быть обращено на изучение и оценку хозяйственной деятельности за текущий период, и период, предшествующий предплановому. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в бизнес-плановых расчетах.
Ретроспективный и текущий анализ завершаются перспективным анализ-прогнозом, который даёт прямой выход на планово-предположительные показатели.
Во всех случаях используются методы сравнительного анализа конечных хозяйственных, производственно-финансовых результатов, показателей эффективности деятельности передовых предприятий и организаций (отечественных и зарубежных). Таким образом, бизнес-планы обстоятельно обосновываются необходимыми экономическими расчётами.
Переход от административно-командной системы к рыночным принципам хозяйствования в России обусловил перемещение плановых разработок с макро - на микроуровень.
Вторая задача: последовательное и всестороннее изучение по данным учёта и отчётности выполнения бизнес-планов фирмы и соблюдения проектировок и нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг.
На промышленных предприятиях, например, в процессе анализа тщательно исследуются выполнение производственной программы по количеству и ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению договоров поставки; на транспорте – по грузообороту, исполнению договоров перевозки с клиентами; в организациях связи – по числу оказанных услуг, качеству связи и срокам доставки и т.д. Предприятия и фирмы коммерческой сферы особое внимание должны уделять объемам продаж, их ассортиментной структуре, соотношению элементов товарного баланса, качеству торгового обслуживания покупателей.
Третья задача: определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях, например в этом плане отдельно исследуется эффективность использования средств и предметов труда (зданий и сооружений, технологического оборудования, инструментов, сырья и материалов); рабочей силы (по численности и профессиональному составу работников; основному, вспомогательному, обслуживающему и управленческому персоналу, производительности труда и т.д.); финансовых ресурсов, взятых в их совокупности (т.е. собственных и заёмных, основных и оборотных).
В сельском хозяйстве и в некоторых отраслях промышленности (лесной, горнодобывающей и т.д.) анализ использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов непосредственно увязывается с анализом использования природных богатств, со строгим соблюдением определённых экологических требований.
Четвёртая задача: контроль за осуществлением и оценка соблюдения правил коммерческого расчёта, конечных финансовых результатов.
При оценке финансовых результатов деятельности предприятия используются количественные и качественные показатели (в их необходимой увязке). Так, например, размер прибыли промышленного предприятия определяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. Прибыль торгового предприятия зависит как от выполнения плана товарооборота (по объему и структуре), так и от фактически сложившегося уровня издержек обращения.