№ |
Страны СНГ |
1990 |
1996 |
1 |
Российская Федерация |
60,5 |
69,1 |
2 |
Украина |
18,3 |
14,4 |
3 |
Белоруссия |
3,8 |
3,8 |
4 |
Узбекистан |
4,0 |
5,6 |
5 |
Казахстан |
5,2 |
4,6 |
6 |
Молдова |
0,9 |
0,8 |
7 |
Азербайджан |
1,7 |
1,7 |
8 |
Армения |
1,4 |
1,0 |
9 |
Грузия |
1,7 |
0,6 |
10 |
Таджикистан |
0,8 |
0,5 |
11 |
Туркменистан |
0,8 |
0,2 |
12 |
Кыргызстан |
0,9 |
0,7 |
Аналогичные выводы можно сделать и по другим макроэкономическим индикаторам. Так, в соответствии с данными международных экономических организаций Узбекистан имеет один из наиболее низких уровней внешней задолженности (18% к ВВП
в 1997 году по сравнению с 56% в Кыргызстане и 20,4% в Казахстане), а также индикатор уровня бедности (в Узбекистане 29% населения оказались ниже уровня бедности против 50% в Казахстане и 76% в Кыргызстане).
Отказ от принципов "шоковой терапии", сохранение значительной роли государства в реформировании экономики позволил в Узбекистане не только избежать обвального спада производства, но и предотвратить масштабное снижение инвестиционной активности, которое произошло в других государствах СНГ.
Сопоставляя динамику ВВПгосударств СНГ за последние два года, можно сделать вывод, что мировой финансовый кризис затормозил процесс экономического развития в новых независимых государствах, но оказал на них различное воздействие. У государств, которые продвинулись дальше по пути либерализации экономики (Россия, Казахстан, Кыргызстан), последствия финансового кризиса более негативны, чем у тех, которые осуществляли реформы постепенно (Узбекистан, Белоруссия). Наиболее сильно пострадала Россия, о чем свидетельствует спад ее производства на 4,6% в 1998 году после наметившихся в 1997 году первых признаков оживления экономики (тогда впервые после 5 лет рыночных реформ в России был зарегистрирован рост ВВПна 0,4%). Резко сократились темпы прироста ВВП