При поверхностном подходе может сложиться впечатление, что в Российской Федерации действует рыночный механизм организации заработной платы. В марте 1992 г. был введен в действие Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», уточненный и дополненный в 1996 г. Он предусматривает, по крайней мере, четыре уровня договорного регулирования:
• генеральное тарифное соглашение, заключаемое между Правительством РФ, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов, действующими на федеральном уровне;
• отраслевые тарифные соглашения, заключаемые между отраслевыми представителями работодателей и отраслевыми профсоюзами;
• специальные (территориальные) соглашения, регулирующие трудовые отношения работодателей и работников на уровне территории;
• коллективный договор предприятия, заключаемый между его администрацией и профсоюзом (или профсоюзами) работников предприятия.
В Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» говорится также о межтерриториальных и межотраслевых соглашениях.
Введены и другие элементы рыночной организации заработной платы, в частности действует система налогообложения физических лиц. До 1996 г. действовало налогообложение фонда потребления, которое регулировало издержки работодателя на рабочую силу в виде заработной платы и ряда социальных выплат. Установлены законодательные гарантии по минимальной заработной плате и принципы ее пересмотра. Государство регулирует через районные коэффициенты привязку минимальной заработной платы к условиям жизни на территориях с трудными для проживания и работы природно-климатическими условиями.
Однако все элементы введенного в России механизма оказываются фактически бездействующими или действующими в извращенной форме. Более того, они иногда оказывают разрушающее воздействие на организацию оплаты труда, а через нее и на всю экономическую деятельность.
Взять, например, такой элемент регулирования отношений по оплате труда, как минимальные гарантии по ней. В странах с рыночной экономикой они обычно включают установление минимальной заработной платы и защиту заработной платы от инфляции путем ее индексации на рост цен или каким-либо другим способом. Рекомендация МОТ № 35 гласит, что основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы. В соответствии с этой Рекомендацией при определении минимальной заработной платы необходимо учитывать следующие критерии: потребности трудящихся и их семей, общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни и изменения в ней; пособия по социальному обеспечению; сравнительный уровень жизни других социальных групп; экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда, а также достаточно высокий уровень занятости. Посмотрим, насколько установленная в Российской Федерации минимальная заработная плата отвечает некоторым из названных критериев (которые можно количественно охарактеризовать).
1. Минимальные потребности работников в наиболее полной мере определяет минимальная потребительская корзина. Минимальная заработная плата покрывает всего 15—20% стоимости этой корзины.
В странах даже с не очень высоким уровнем развития экономики минимальная заработная плата превышает или равна стоимости минимальной потребительской корзины.
2. Отношение минимальной заработной платы к средней заработной плате в Российской Федерации колебалось в период 1992—2000 гг. в интервале от 5 до 11 %. В странах с рыночной экономикой оно не опускалось ниже 30—35%.
3. За тот же период цены на предметы потребления и услуги возросли в 621,3 раза, а минимальная заработная плата, которая пересматривалась изредка, — всего в 149,9 раза. Это свидетельствует о том, что минимальная заработная плата все более отстает от стоимости жизни.
4. Если сравнить размер минимальной пенсии и минимальной заработной платы, то опять-таки он не в пользу минимальной заработной платы. Минимальная пенсия на октябрь 2000 г. составляла 139 руб. 23 коп., а минимальная заработная плата — 132 руб.
Приведенные данные достаточно убедительно свидетельствуют о том, что минимальная заработная плата как элемент рыночной организации заработной платы в Российской Федерации пока не функционирует.
То же самое можно сказать и о защите заработной платы от инфляции. За годы реформирования экономики некомпенсационный рост цен на потребительские товары и услуги почти на 60% обесценил реальную заработную плату. В результате она перестала выполнять не только воспроизводственную и стимулирующую функцию, но и такую важнейшую для рыночной экономики функцию, как формирование и развитие устойчивого платежеспособного спроса на продукцию и услуги, и стала фактором, инициирующим сокращение производства продукции и услуг.