Новости

Механизм регулирования заработной платы в России

При поверхностном подходе может сложиться впечатление, что в Российской Федерации действует рыночный механизм организации заработной платы. В марте 1992 г. был введен в действие Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», уточненный и дополнен­ный в 1996 г. Он предусматривает, по крайней мере, четыре уровня до­говорного регулирования:

• генеральное тарифное соглашение, заключаемое между Прави­тельством РФ, объединениями работодателей и объединениями проф­союзов, действующими на федеральном уровне;

• отраслевые тарифные соглашения, заключаемые между отрасле­выми представителями работодателей и отраслевыми профсоюзами;

• специальные (территориальные) соглашения, регулирующие тру­довые отношения работодателей и работников на уровне территории;

• коллективный договор предприятия, заключаемый между его администрацией и профсоюзом (или профсоюзами) работников пред­приятия.

В Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессио­нальных союзах, их правах и гарантиях деятельности» говорится также о межтерриториальных и межотраслевых соглашениях.

Введены и другие элементы рыночной организации заработной платы, в частности действует система налогообложения физических лиц. До 1996 г. действовало налогообложение фонда потребления, ко­торое регулировало издержки работодателя на рабочую силу в виде за­работной платы и ряда социальных выплат. Установлены законода­тельные гарантии по минимальной заработной плате и принципы ее пересмотра. Государство регулирует через районные коэффициенты привязку минимальной заработной платы к условиям жизни на терри­ториях с трудными для проживания и работы природно-климатичес­кими условиями.

Однако все элементы введенного в России механизма оказываются фактически бездействующими или действующими в извращенной форме. Более того, они иногда оказывают разрушающее воздействие на организацию оплаты труда, а через нее и на всю экономическую де­ятельность.

Взять, например, такой элемент регулирования отношений по оп­лате труда, как минимальные гарантии по ней. В странах с рыночной экономикой они обычно включают установление минимальной зара­ботной платы и защиту заработной платы от инфляции путем ее индек­сации на рост цен или каким-либо другим способом. Рекомендация МОТ № 35 гласит, что основной целью установления минимальной за­работной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы. В соответствии с этой Реко­мендацией при определении минимальной заработной платы необхо­димо учитывать следующие критерии: потребности трудящихся и их семей, общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни и изменения в ней; пособия по социальному обеспечению; сравнитель­ный уровень жизни других социальных групп; экономические факто­ры, включая требования экономического развития, уровень произво­дительности труда, а также достаточно высокий уровень занятости. Посмотрим, насколько установленная в Российской Федерации ми­нимальная заработная плата отвечает некоторым из названных крите­риев (которые можно количественно охарактеризовать).

1. Минимальные потребности работников в наиболее полной мере определяет минимальная потребительская корзина. Минимальная за­работная плата покрывает всего 15—20% стоимости этой корзины.

В странах даже с не очень высоким уровнем развития экономики ми­нимальная заработная плата превышает или равна стоимости минима­льной потребительской корзины.

2. Отношение минимальной заработной платы к средней заработ­ной плате в Российской Федерации колебалось в период 1992—2000 гг. в интервале от 5 до 11 %. В странах с рыночной экономикой оно не опу­скалось ниже 30—35%.

3. За тот же период цены на предметы потребления и услуги возрос­ли в 621,3 раза, а минимальная заработная плата, которая пересматри­валась изредка, — всего в 149,9 раза. Это свидетельствует о том, что ми­нимальная заработная плата все более отстает от стоимости жизни.

4. Если сравнить размер минимальной пенсии и минимальной за­работной платы, то опять-таки он не в пользу минимальной заработ­ной платы. Минимальная пенсия на октябрь 2000 г. составляла 139 руб. 23 коп., а минимальная заработная плата — 132 руб.

Приведенные данные достаточно убедительно свидетельствуют о том, что минимальная заработная плата как элемент рыночной орга­низации заработной платы в Российской Федерации пока не функционирует.

То же самое можно сказать и о защите заработной платы от инфля­ции. За годы реформирования экономики некомпенсационный рост цен на потребительские товары и услуги почти на 60% обесценил ре­альную заработную плату. В результате она перестала выполнять не только воспроизводственную и стимулирующую функцию, но и такую важнейшую для рыночной экономики функцию, как формирование и развитие устойчивого платежеспособного спроса на продукцию и ус­луги, и стала фактором, инициирующим сокращение производства продукции и услуг.

Перейти на страницу: 1 2