Наибольшее распространение на промышленных предприятиях КНР в ходе реформы получил подряд. К началу 1988 г. им было охвачено 78% предприятий в стране, 96% — в Пекине. Все многообразие его видов можно свести к двум: подряд одиночный, в основу которого положен лишь один показатель, и комплексный — включающий в себя ряд показателей.
В принятых Госсоветом КНР 27 февраля 1988 г. "Временных правилах по осуществлению системы подрядной ответственности на промышленных предприятиях общенародной собственности" — документе, юридически оформившему же существующие экономические реалии, выделяется пять форм одиночного подряда:
1) подряд на прирост отчисляемой государству прибыли;
2) подряд на базовый норматив отчисления прибыли государству с делением остатка прибыли;
3) подряд на твердый норматив отчисления прибыли государству у низко рентабельных предприятий;
4) подряд на снижение убыточности (или на сумму дотаций) у убыточных предприятий;
5) иные формы, утвержденные государством (в настоящее время это подряд на соотношение вложенных затрат и выпуска продукции, осуществляемый целыми отраслями народного хозяйства).
Специфика каждой из этих форм определяется конкретной моделью взаимоотношений между предприятием и государством по поводу распределения прибыли.
Суть подряда на прирост отчисляемой государству прибыли состоит в том, что предприятие после выполнения налоговых обязательств производит отчисление в государственные финансы доли полученной им прибыли с учетом нормы ежегодного прироста этого отчисления и использованием в качестве точки отсчета так называемого "базового норматива". И базовый норматив, и ежегодный прирост отчисления — величины фиксированные, они не меняются, пока действует контракт. Вся остающаяся сверх отчислений прибыль переходит в распоряжение предприятия.
Очевидно, что количество средств, которыми в итоге будет располагать предприятие, полностью зависит от общей массы полученной им прибыли. Ведь даже достижение рентабельности не гарантирует предприятию успеха. Если ее уровень окажется ниже того, который необходим, чтобы обеспечить ежегодный прирост отчисления прибыли, то предприятие не только останется ни с чем, но и будет вынуждено восполнить образовавшийся недостаток из собственных средств.
Таким образом, реализация этой формы подряда включает очень важный механизм, стимулирующий предприятие — через воздействие мощного фактора риска — к постоянному поиску путей повышения эффективности, к использованию большей доли финансовых средств, которыми оно располагает, на повышение своих технических возможностей, обновление выпускаемой продукции, совершенствование применяемой технологии, то есть на накопление, на учет долгосрочных интересов.
При использовании второй формы — подряда на базовый норматив отчисления прибыли государству с последующим делением остатка прибыли — предприятию устанавливается твердый норматив отчисления (базовый норматив), а вся получаемая сверх необходимой для выполнения данного обязательства прибыль делится между предприятием и государством либо в определенной пропорции, либо по специально установленной шкале. Пропорция эта варьируется, но чаще всего составляет 7 : 3 (70% — предприятию, 30% — государству).
Следующая форма — подряд на твердый норматив отчислении прибыли государству, как считают в Китае, больше всего подходит для низкорентабельных и находящихся в затруднительном экономическом положении предприятий. Здесь также устанавливается базовый норматив ежегодного отчисления прибыли, но все превышение над ним уже полностью остается у предприятия. Благодаря этому оно оказывается в более мягких — чем в первых двух случаях — условиях и, следовательно, располагает дополнительными возможностями решения своих хозяйственных трудностей.
Убыточными предприятия могут быть вследствие не только низкой эффективности производства, но и целенаправленной государственной политики в сфере распределения. Исходя из этого, четвертая из пяти рассматриваемых форм одиночного подряда делится на два подвида: подряд на норматив убыточности и подряд на фиксированную величину дотаций. И в том и в другом случае устанавливается базовый норматив, представляющий собой сумму, выделяемую государством на покрытие убытков предприятия, либо сумму дотаций; при превышении этого норматива государство дополнительных средств не выделяет, при сокращении же убыточности разница, образующаяся между базовым нормативом и действительно потребовавшимися средствами, — в зависимости от экономического положения предприятия — либо делится между государством и предприятием в определенной пропорции, либо полностью оставляется предприятию.