Новости

Общие черты преобразований в Китае

Рассматривая Китай, как государство проводящее реформы в области экономики, общие теоретические принципы приходится применять с учетом того, что его правительство планирует сохранить «социалистическую экономику». Опыт показал, что имеются серьезные идеологические и политические факторы, вообще затрудняющие создание национального рынка в промышленности, сельском хозяйстве и торговле при социализме. Вместе с тем оказалось, что важнейшими препятствиями после 1978 г. явились другие факторы с которыми, казалось бы, легче справиться. Главной причиной недостаточной последовательности и глубины рыночных преобразований в этой стране является трудность создания и укрепления институтов, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности. Хотя есть и иные точки зрения, несомненно, что аграрные реформы, осуществленные в Китае в 1978—1990 гг., были весьма успешны. Преобразования в промышленности, банковском деле и сфере финансов, начатые в основном с 1983—1984 гг., имели гораздо меньший успех. Впрочем, во всех областях процесс рыночных реформ был неполным и неустойчивым, прерывался пересмотрами и отступлениями. По большей части это объяснялось крайней бюджетной и денежной нестабильностью.

Значительные колебания характеризовали экономический рост в период с 1978 по 1990 г. Трижды рост приостанавливался: в 1979—1982 гг., в 1984— 1986 гг. и в 1986—1990 гг. Каждый из этих срывов имел свои отличительные черты. Но все они имели и общее: им предшествовал "перегрев" экономики, а за ним следовало очередное отступление в области рыночных реформ. Особенно острый характер это явление приобрело в третьем "цикле". Инфляционная ситуация начала развиваться в начале 1987 г. В пиковом 1988 г. потребительские цены в сельской и городской местностях выросли в среднем на 30,3%. В том же году реальный ВНП увеличился на 10,8%, а промышленное производство, включая сельские промыслы, даже на 17,4%. Такие темпы роста отражали явный "перегрев", и их нельзя было удержать.

Несмотря на отсутствие в действиях китайского руководства в 1978-1988 гг. единой и последовательной стратегии, цели и направление реформ в общем демонстрировали курс на рыночную экономику. Возникла атмосфера энергичного оживления которая помогла Китаю достичь в 80-х годах чрезвычайно высоких темпов роста реального ВНП—в среднем 9,2% в год.

Низкая эффективность государственных предприятий — проблема, как показывает мировой опыт, всеобщая. Китай принадлежит к числу стран с очень высокой долей государственного сектора в экономике, поэтому данная проблема имеет для него жизненно важное значение. В силу существующих здесь системных ограничений решение ее путем смены формы собственности на нынешнем этапе исключается. Поэтому в Китае избран реформистский подход, суть которого не в отказе от общественной собственности как таковой, а в поиске новых форм её реализации, способных обеспечить более высокую эффективность хозяйственной деятельности.

В условиях прежней, дореформенной экономической системы низкая эффективность определялась, по мнению китайских экономистов, самим положением предприятий как "придатков административных органов"; в мотивации их экономического поведения не принимали участия такие факторы, как инициатива, конкуренция, прибыль. Предприятия были лишь исполнителями спускаемых сверху административных приказов (именуемых директивным государственным планом), жестко регламентировавших всю их хозяйственную деятельность, включая снабжение, производство и сбыт продукции.

Лишенные хозяйственной самостоятельности, предприятия взамен приобретали опеку со стороны административных органов. Не имея права распоряжаться получаемой ими прибылью, они в то же время были уверены, что независимо от результатов их деятельности финансирование им будет обеспечено. Не распоряжаясь самостоятельно произведенной ими продукцией, они вместе с тем были избавлены от необходимости решать проблемы её реализации.

Однако отсутствие зависимости между уровнем рентабельности предприятия и уровнем его финансирования, устранение внешней конкурентной сферы, уравниловка в оплате труда существенным образом дестимулировали заинтересованность в повышении эффективности производства, применении новой техники и технологии, снижении материальных затрат, обновлении продукции.

Как показала практика экономической реформы в Китае, отдельными усовершенствованиями (предоставление предприятиям части их прибыли, некоторое расширение их прав) решить проблему эффективности не удается. Необходима коренная переделка их хозяйственного механизма посредством преобразования предприятий в самостоятельных товаропроизводителей, обладающих статусом юридического липа и непосредственно отвечающих за свои прибыли и убытки. Реализовать это, как считают в Китае, позволяет переход государственных предприятий на так называемые "новые формы хозяйствования" — подряд, аренду, систему имущественно-хозяйственной ответственности и акционерную систему во всей гамме их разновидностей. В многообразии применяемых форм отражается значительная неравномерность конкретных условий в различных регионах, отраслях и на отдельных предприятиях.