В рыночной экономике существуют своего рода "вечные проблемы", среди них - регулирование количества денег и уровня цен. Кто-то может удивиться: понятны сложности с ценами, но разве деньги (если не считать, где их достать) являются "проблемой"? Да, именно деньги - постоянная "головная" боль экономики: как обеспечить бумажным денежным знакам стабильную покупательную способность? Правильный ответ важен потому, что он открывает мощный инструмент косвенного регулирования рыночной экономики и обуздания инфляции.
Практически всю экономическую историю деньги были "товаром особого рода". Уникальная особенность денежного товара состояла в том, что он обладал общепризнанной и постоянной ценностью для всех участников рынка и потому мог выступать "товаром-посредником" в обмене всех других товаров.
В настоящее время во всех странах сложилась государственно-организованная денежная система; ее главными элементами являются:
- установление основной денежной единицы /"рубль", "доллар", "франк" и т.п./;
- утвержденные государством виды денег как законные платежные средства (банкноты и монеты разного достоинства), которые в силу их законности обязательны для приема в качестве средств оплаты на территории данного, государства;
- эмиссионная система, т.е. законодательно утвержденный выпуск денежных знаков.
Особым элементом денежной системы является "финансовый" сектор государственного аппарата (Министерство финансов, Центральный банк, налоговая инспекция, Гознак и Монетный двор).
Деньги - это прежде всего универсальный измеритель ("счетная единица") экономической ценности рыночных благ. Но деньги потому являются общепринятой счетной единицей, что они используются в качестве средства платежа за любое реализуемое (продаваемое) благо. "Платежная" функция денег и порождает главную теоретическую и практическую проблему денег - проблему ликвидности.
Знание сути ликвидности помогает ответить на этот вопрос: в зависимости от того, какая степень ликвидности включается в характеристику средств платежа (обращения). Если признается только абсолютная ликвидность, то к средствам платежа будут отнесены лишь наличные деньги, если и высоколиквидные активы (например, краткосрочные государственные ценные бумаги) - то объем денежной массы значительно расширится.
Вопрос о том, как определить размер денежной массы, не праздный: если правы монетаристы, считающие, что величина этой массы имеет решающее макроэкономическое значение, то надо же определить, что подлежит регулированию. Ликвидный подход и лежит в основе так называемых "денежных агрегатов" - группировок ликвидных активов с целью подсчета их общей величины.
Даже далекие от экономической теории люди знают, что количество денег (или, выражаясь более точно, - "находящаяся в обращении денежная масса") - фактор, непосредственно влияющий на состояние дел в экономике, и поэтому это количество следует регулировать.
Для тех же, кто занимается экономикой, наибольшую сложность как раз и представляет, что же понимать под "количеством денег".