Каждый товар и каждая услуга в зависимости оттого, в какой форме они представлены на рынках, имеют свою пену, которая, превратившись в деньги, может стать той или иной разновидностью дохода. Однако в доход превращается не любая пена, а лишь та, которая отвечает существующему в каждый данный момент рыночному равновесию спроса и предложения. Иными словами, товарное производство регулируется законом спроса и законом предложения. Обобщая и анализируя динамику состояния рынка, экономическая теория открыла законы, выражающие количественную взаимосвязь между пеной и спросом (закон спроса), а также между ценой и предложением (закон предложения). Познав эти законы, можно пытаться регулировать цены и доходы, что и наблюдается сейчас во многих государствах. Рассмотрим эти законы.
Спрос это платежеспособная потребность, т. с. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им изделия. Покупатели выигрывают при снижении пен. Закон спроса выражает следующую функциональную зависимость от цены:.Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него и наоборот.
Предложение это совокупность товаров с определенными ценами, которые готовы продать производители. Продавцы выигрывают при росте цен. Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения от цены: Сn=.F(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение товаров со стороны продавцов и наоборот.
Спрос и предложение две противоположные силы, которые вызывают подъем или падение цены. Равновесная рыночная цена эго цена, удовлетворяющая, точнее, примиряющая предложение со спросом, и наоборот.
Как отмечалось ранее, основу цен образует ценность товаров. Из сферы производства продукты труда попадают в сферу обращения, где начинают действовать рыночные факторы. Они вызывают отклонения пены вверх или вниз. В свою очередь, цена воздействует на спрос и предложение товаров, а значит, на поведение покупателей и продавцов.
На цены, как пропорции обмена, сильное влияние оказывают методы их установления, называемые механизмом ценообразования.
В экономической науке сформировались два основных подхода к становлению цен: рыночный и затратный (производственный). Они различаются прежде всего факторами, воздействующими на формирование цены. При рыночном способе определяющие факторы — конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При затратном подходе в основу установления цены кладутся производственные затраты, прежде всего — трудовые, связанные с созданием товара.
В рыночном ценообразовании цена это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Во-первых, здесь выражается непосредственная связь цены товара с ценностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар.
Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:
• оптовые цепы, по которым продукция реализуется крупными партиями в условиях так называемой оптовой торговли;
• розничные цепы, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольшом объеме;
• тарифы (расценки) — цены, по которым производится оплата услуг, например, за пользование телефоном, за электроэнергию, газ, воду; за стрижку в парикмахерской, за ремонт квартиры.
По степени свободы цены делятся на:
• жестко фиксированные, твердые цены, назначаемые органами ценообразования. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону;
• регулируемые цены. Их величина регулируется госорганами, но это воздействие ограничено и чаще всего сводится к установлению верхнего предела цен на определенные группы товаров. Регулирование цен может также проводиться путем установления предельного уровня рентабельности. Это означает, что отношение прибыли к издержкам не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50 %;
• рыночные цены, свободные от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга межу покупателями и продавцами. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называют либерализацией цен.
Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других характеристик цен.