Перед всеми товаропроизводителями как коммерческими, так и некоммерческими встаёт задача – назначение цены на свои товары или услуги. Цена выступает во множестве видов разных отраслей. Например: цена кг. сахара, булки хлеба, телевизора, автомобиля, квартплата за жильё, плата за обучение… Авиалинии, железные дороги, такси и автобусы взимают плату за проезд. “Ценой” руководящего работника является его жалованье. Ценой продавца может быть получаемая им комиссия. Цена рабочего – его заработная плата и т.д.
Как устанавливаются цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.
Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких – цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль, например: автомобильная промышленность, железные дороги, нефтяные компании и подобные им фирмы, часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чьё влияние также сказывается на политике цен: управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры, экономисты, занятые решением проблем организации и оплаты труда.
В экономической литературе отечественных и зарубежных изданий, переведенных на русский язык, публикаций по теории цен, ценообразования много. «Цена» понятие емкое. Она представляет существенный интерес для всех членов общества. Причем, интерес к ее номинальному размеру во многих случаях противоположный. Чтобы изучить механизм ценообразования в пределах курса «Экономическая теория» разработан план, одобренный преподавателем, ведущим эту учебную дисциплину. Курсовая работа по теме: «Цена и механизм ценообразования в рыночной экономике» выполнена на основе специальной литературы, список которой прилагается.