Используем теперь простейший анализ спроса и предложения для исследования экономических последствий применения наиболее широко распространенных торговых барьеров — защитных пошлин. Линии Dd и Sd на рисунке 3 показывают внутренний спрос и предложение продукта, в производстве которого США не обладают сравнительными преимуществами, например кассетных магнитофонов. При отсутствии мировой торговли внутренняя цена и объемы производства соответственно составят 0Pd и 0d.
Предположим, что экономика страны открыта для мировой торговли и что японские предприниматели, имеющие сравнительные преимущества в производстве кассетных магнитофонов и доминирующие на мировом рынке, начали продавать свои изделия в США. При этом допустим, что в условиях свободной торговли внутренняя цена не может отличаться от нижней мировой цены, которая в данном случае равна 0Рw. При 0Рw, внутреннее потребление составит 0d, внутреннее производство — 0а, а разница между этими двумя величинами, ad, отражает объем импорта.
Прямые последствия
. Предположим теперь, что США введут пошлину на каждую единицу импортируемых магнитофонов, равную Рw,Рt. Этот шаг приведет к росту внутренней цены с 0Pw до 0Рt и будет иметь целый ряд последствий.
Во-первых, потребление магнитофонов в США упадет с 0d до 0с, поскольку более высокая цена заставит покупателей двигаться вверх по кривой спроса. Американские потребители, безусловно, пострадают в связи с введением пошлины; они будут платить на РwРt больше за каждый из закупленных магнитофонов 0с, который обойдется им теперь по цене Pt.
Кроме того, пошлина вынуждает потребителей сократить количество покупаемых магнитофонов и переадресовать свои расходы на покупку менее желанных товаров.
Во-вторых, американские производители, на которых пошлина не распространяется, получат более высокую цену 0Pt за единицу товара. Поскольку эта новая цена выше соответствующей цены до введения пошлин, или мировой цены 0Рw, местная промышленность, производящая магнитофоны, поднимется вверх по своей кривой предложения Sd, увеличив масштабы отечественного производства с 0a до 0b Местные производители воспользуются как более высокой ценой, так и увеличившимся объемом продаж. Это объясняет интерес местных производителей в лоббистской деятельности в поддержку защитных пошлин. Однако с точки зрения общества расширение местного производства (на величину ab) отражает тот факт, что пошлина позволила местным производителям магнитофонов перетянуть ресурсы из других, более эффективных отраслей.
В-третьих, пострадают японские производители. Хотя продажные цены на магнитофоны стали выше на величину Рw Рt, эта разница отчисляется правительству США, а не японским производителям! Мировая цена после установления пошлины и, следовательно, поштучный доход японских производителей сохраняются на уровне 0Рw, в то время как объемы американского импорта (японского экспорта) падают с ad до bc.
И, наконец, отметим, что заштрихованный прямоугольник в центре рисунка показывает доходы, которые приносит пошлина. В частности, совокупные доходы от пошлины определяются умножением приходящейся на единицу товара пошлины Рt Рw на количество импортированных магнитофонов be. Эти доходы от пошлины, в сущности, являются перераспределением дохода от потребителя в пользу государства и не оказывают влияния на экономическое благосостояние страны; в результате государство выигрывает то, что теряет потребитель.