Новости

Экономические последствия введения тарифов

Используем теперь простейший анализ спроса и предложения для исследования экономических последствий применения наиболее широко распро­страненных торговых барьеров — защитных по­шлин. Линии Dd и Sd на рисунке 3 показывают внутренний спрос и предложение продукта, в про­изводстве которого США не обладают сравнитель­ными преимуществами, например кассетных магнитофонов. При отсутствии мировой торговли вну­тренняя цена и объемы производства соответст­венно составят 0Pd и 0d.

Предположим, что экономика страны открыта для мировой торговли и что японские пред­приниматели, имеющие сравнительные преимуще­ства в производстве кассетных магнитофонов и доминирующие на мировом рынке, начали продавать свои изделия в США. При этом до­пустим, что в условиях свободной торговли внутренняя цена не может отличаться от нижней мировой цены, которая в данном случае равна 0Рw. При 0Рw, внутреннее потребление составит 0d, внутреннее производство — 0а, а разница между этими двумя величинами, ad, отражает объем импорта.

Прямые последствия

. Предположим теперь, что США введут пошлину на каждую единицу импор­тируемых магнитофонов, равную Рw,Рt. Этот шаг приведет к росту внутренней цены с 0Pw до 0Рt и будет иметь целый ряд последствий.

Во-первых, потребление магнитофонов в США упадет с 0d до 0с, поскольку более высокая цена заставит покупателей двигаться вверх по кривой спроса. Американские потребители, безусловно, по­страдают в связи с введением пошлины; они будут платить на РwРt больше за каждый из закупленных магнитофонов 0с, который обойдется им теперь по цене Pt.

Кроме того, пошлина вынуждает потребителей сократить количество покупаемых магнитофонов и переадресовать свои расходы на покупку менее желанных товаров.

Во-вторых, американские производители, на ко­торых пошлина не распространяется, получат более высокую цену 0Pt за единицу товара. Поскольку эта новая цена выше соответствующей цены до введе­ния пошлин, или мировой цены 0Рw, местная про­мышленность, производящая магнитофоны, поднимется вверх по своей кривой предложения Sd, увели­чив масштабы отечественного производства с 0a до 0b Местные производители воспользуются как бо­лее высокой ценой, так и увеличившимся объемом продаж. Это объясняет интерес местных производи­телей в лоббистской деятельности в поддержку за­щитных пошлин. Однако с точки зрения общества расширение местного производства (на величину ab) отражает тот факт, что пошлина позволила мест­ным производителям магнитофонов перетянуть ре­сурсы из других, более эффективных отраслей.

В-третьих, пострадают японские производители. Хотя продажные цены на магнитофоны стали выше на величину Рw Рt, эта разница отчисляется прави­тельству США, а не японским производителям! Ми­ровая цена после установления пошлины и, следова­тельно, поштучный доход японских производителей сохраняются на уровне 0Рw, в то время как объемы американского импорта (японского экспорта) пада­ют с ad до bc.

И, наконец, отметим, что заштрихованный пря­моугольник в центре рисунка показывает доходы, которые приносит пошлина. В частности, совокуп­ные доходы от пошлины определяются умножением приходящейся на единицу товара пошлины Рt Рw на количество импортированных магнитофонов be. Эти доходы от пошлины, в сущности, являются перераспределением дохода от потребителя в пользу государства и не оказывают влияния на экономическое благосостояние страны; в результате государство выигрывает то, что теряет потребитель.

Перейти на страницу: 1 2