Новости

Безграничные потребности

Что именно подразумевается под понятием "ма­териальные потребности" в первом случае? Прежде всего желания потребителей приобрести и исполь­зовать товары и услуги, которые доставляют им полезность, — так экономисты обозначают полу­чаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т. п. Короче говоря, бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие по­требности. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось пред­метом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

Но и услуги также удовлетворяют наши потреб­ности, как и материальные продукты. Ремонт авто­мобиля, удаление аппендикса, стрижка волос и кон­сультация юриста наравне с товарами удовлетворя­ют человеческие потребности. По зрелом размыш­лении мы осознаем, что фактически покупаем много изделий, например автомобили и стиральные маши­ны, именно ради тех услуг, которые они нам оказы­вают. Разница между товарами и услугами зачас­тую оказывается гораздо меньшей, чем это пред­ставляется на первый взгляд.

Материальные потребности включают также по­требности частных предприятий и правительствен­ных ведомств. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им реализовать производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности граждан страны или пре­следуя свои собственные цели, стремится строить автострады, школы, больницы, накапливать воен­ную технику и оружие.

В своей совокупности материальные потребно­сти в практическом смысле неутолимы или безграни­чны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить не­возможно. Подтвердить этот вывод можно с помо­щью простого эксперимента. Предположим, что нас просят перечислить те товары и услуги, которые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. Затратим определенное время на составление перечня неудовлетворенных потребно­стей, и он окажется весьма внушительным. Но с те­чением времени потребности умножаются, и мы вынуждены пополнять перечень все новыми. Мате­риальные потребности, подобно кроликам, облада­ют высоким коэффициентом воспроизводства. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убе­дить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Еще не так давно у нас не было желания приобретать персо­нальные компьютеры, легкое пиво, видеомагнито­фоны, электронные часы, микроволновые печи. Бо­лее того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться: известно, что приоб­ретение автомобилей моделей "эскорт" или "шеветт" порождает желание купить "порш" или "мер­седес".

В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие об­щество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих по­требностей — пища, одежда, жилье — имеют общее из биологических потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в об­ществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся при­обрести, часто предопределяются общей социаль­ной и культурной средой нашего обитания. С тече­нием времени потребности изменяются и умножа­ются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и энергичного сти­мулирования сбыта.

Наконец, подчеркнем также, что конечная цель или задача всей экономической деятельности заклю­чается в стремлении удовлетворить эти многообраз­ные материальные потребности.