Преодоление социально-экономического кризиса в Украине возможно лиш путемсуществления целого комплекса мер, определяемых в мировой практике понятием “экономическая политика”, которая должна в первую очередь обеспечить управляемое внедрение рыночных отношений в хозяйстве страны, а также регионов.
Экономическая политика включает разнообразные меры структурного, денежно-кредитного, нологово-бюджетного, инвестиционного и организационного характера, которые должны осуществляться комплексно, дополняя друг друга.
Одним из важнейших элементов экономической политики страны, региональной экономики являются свободные экономические зоны, которые десятки лет успешно функционируют за рубежом, но только в годы перестройки стали формироваться в нашей стране. Правда, идеи об их создании высказывались и до перестройки.
Интерес к созданию и функционированию свободных экономических зон проявляется и в росте числа научных публикаций, посвященных данной тематике. Причем эти публикации чеще всего находят место в экономических журналах – “Вопросы экономики”, “Налоговый вестник”, в еженедельнике “Экономика и жизнь”, в региональной и местной печати. Отметим весьма содержательные статьи Л. Васильева (Свободные экономические зоны: от эйфории к продуктивной работе). Интерес представляет работа “Реформирование регионального управления в Китае: опыт свободных зон”, М., 1994.
В даной книге россматриваются как методологические оспекты, связаные с формированием и функционированием свободных экономических зон, так и накопленый опыт их деятельности в ряде зарубежных стран. Значительное внимание уделено СЭЗ Китая; с деятельностью некоторых из них удалось познакомится одному из авторов книги.
Но основным разделом книги являются материалы, посвященые деятельности первых экономических зон в Российской Федерации, порядку их формирования. Даны и соответстваующие правовые документы, регламентирующие условия их создания, систему управления, экономические, социальные и организационные льготы.
Разумеется, в небольшой работе невозможно полно охарактеризовать и зарубежный опыт, и российский. Мы затронули деятельность только отдельных экономических зон, проанализировали наиболее важные программы и документы, попытались ознакомить с разными концепциями создания СЭЗ.